Комментарий по вопросу гражданско-правовой ответственности несовершеннолетних лиц, являющихся собственниками недвижимого имущества, при разрешении вопроса о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Прежде всего отметим, что обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает у собственника с момента возникновения права собственности на такое помещение (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ). Несовершеннолетний возраст собственника недвижимого имущества не является основанием для освобождения его от оплаты коммунальных услуг.
В случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители (законные представители) независимо от факта совместного с ним проживания (ст. 21, 26, 28 ГК РФ, ст. 56, 60, 64 СК РФ, п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).
Более того, в соответствии с пунктом 148.36 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Исходя из вышеприведенной нормы права следует, что расчет размера платы за коммунальную услугу может быть производен исходя из количество собственников недвижимого имущества, даже если таким собственником будет являться несовершеннолетнее лицо.
Вместе с тем, учитывая, что у малолетних граждан возможности оплачивать коммунальные услуги нет, а у несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет финансовые средства могут отсутствовать, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг субсидиарно возлагается на его родителей или законных представителей (ст. 26 ГК РФ).
Однако вопрос о разграничении субсидиарной и долевой ответственности при подаче заявления о вынесении судебного приказа остается открытым до тех пор, пока ресурсоснабжающая организация не будет извещена о данных (сведениях) собственников жилого помещения, их родственных связях либо иной информации, подтверждающую возможность субсидиарной ответственности. По общему правилу задолженность по объекту недвижимости взыскивается с учетом долевой ответственности каждого из собственников. При предъявлении требования, основанного на обязательстве, в котором участвуют долевые должники (например, сособственники жилого или нежилого помещения), размер требований к каждому из таких должников не должен превышать установленных статьей 121 ГПК РФ пределов. В отношении каждого из долевых должников подается отдельное заявление о выдаче судебного приказа, выносится отдельный судебный приказ (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. N 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве»).
Таким образом, причиной невозможности разграничения субсидиарной и долевой ответственности по обязательству (в рассматриваемом случае – по оплате услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами), и, как следствие, предъявления заявлений о вынесении судебного приказа в порядке долевой ответственности, является отсутствие у ресурсоснабжающей организации полных данных о потребителях услуги и о собственниках жилого помещения, где эта услуга оказывается.
Во-первых, отсутствие этих данных вызвано неисполнением обязанности собственником жилого помещения (либо его законным представителем) по предоставлению таких данных организации, оказывающей коммунальную услуги. В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, собственник жилого помещения обязан предоставить поставщику коммунальной услуги (Региональному оператору) следующую информацию о каждом отходооброзователе — фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии).
Во-вторых, ресурсоснабжающие организации ограничены в источниках получения такой информации. Все имеющиеся официальные источники информации (например, ГИС ЖКХ) не содержат сведений (данных) о проживающих в жилом помещении граждан либо о его собственниках. Выписка из ЕГРН содержит лишь фамилию, имя и отчество собственника жилого помещения.
Учитывая ряд законодательных норм, регулирующий правоотношения Регионального оператора и потребителей коммунальной услуги, а также срок действия реформы в сфере обращения с отходами, Региональный оператор столкнулся с проблемой непредоставления потребителями полной информации о количестве постоянно и временно проживающих в жилом помещении и их данных. Однако услуга по обращению с ТКО предоставляется непрерывно, на основании публичного договора, в связи с чем оплата такой услуги также необходима (на основании вышеперечисленных норм). Потребители либо не обращаются в адрес Регионального оператора для актуализации сведений, чем злоупотребляют своим правом, либо не могут предоставить достоверные документы, подтверждающие информацию о количестве проживающих и их данных (таким документом ранее бесспорно являлась домовая книга, на сегодняшний день форма документа упразднена).
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 01.04.2019) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.
Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В целях актуализации информации и возможности осуществления корректных начислений за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами Региональным оператором неоднократно запрашивались сведения о физических лицах в территориальные органы МВД России, зарегистрированных в жилых помещениях, расположенных в пределах территориальной Зоны 2, однако запрашиваемые данные предоставлены не были.
Положение Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», закрепляющее обязанность Федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и его территориальных органов о предоставлении информации о лицах, зарегистрированных и проживающих по конкретному адресу объекта недвижимости, действует с 21 июля 2014 года (ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства») органом исполнительной власти до сих пор также реализовано не было.
Рассматривая данный вопрос, необходимо учитывать особую функцию деятельности Регионального оператора – функцию обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан, проживающих на территории Зоны 2. Исполнение такой функции возможно только при условии финансово-экономической стабильности ресурсоснабжающей организации, ее платежеспособности. Невнесение (нерегулярное внесение) платы за коммунальную услугу прямо влияет на стабильность деятельности поставщика коммунальной услуги, в связи с чем Региональный оператор реализует свое процессуальное право на взыскание задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО с собственников жилого помещения.