Вновь взяться за коммунальную тему побудил вопль отчаяния давнего знакомого в одном из публичных телеграм-каналов. Вид с балкона его квартиры весьма симпатичен, если бы не одно но. Пару раз в неделю во двор к мусорным бакам подъезжают грузовые «Газели», из которых извергается поток ящиков, коробок и мешков. Пять минут, гора отходов, а машины след простыл.
Сценарий тот же, а локации могут быть другие: берега рек, лесополосы, подножия местных живописнейших гор. Каждая свалка становится долго не заживающей раной на теле земли Ставрополья. Вдвое больнее, если это курортный регион.
До недавних пор такие экологические нарушения волновали в основном представителей экологических сообществ и просто неравнодушных жителей. Не оставляли попыток вернуть в законное русло мусорные потоки региональные власти. Принципиальную позицию занял регоператор, занимающийся отходами в южной зоне края. С усилением внимания к «зеленой» повестке на федеральном уровне активнее стали муниципалитеты и природоохранные органы. И, похоже, скоро всем, кому «серые» схемы были удобны, придется выходить из тени. Давно пора.
Эко-вредительство: все способы известны
Хорошо помню, как на старте реформы мусор по кустам, окраинам и оврагам пытались прятать и жители, и коммерсанты. Расчет казался простым и верным: не отдам отходы регоператору – не придется платить. Правда, на работе с населением рынок нелегального вывоза споткнулся. Рядовые потребители не сразу, но поняли — проще и честнее действовать по правилам, нежели сначала отстегивать мзду нелегалам, а затем все равно оплачивать долги через суд.
В то же время вопрос по юридическим лицам по-прежнему остается актуальным, подтверждают в компании «Жилищно-коммунальное хозяйство». Открыто вести бизнес без договора с регоператором сегодня не получится, предприниматели предпочитают официально оформлять взаимоотношения. Но соблазн «задекларировать» минимум отходов, чтобы успокоить бдительность коммунальной организации, с некоторыми коммерсантами уже сыграл злую шутку.
И ведь какая ходовая идея — «сэкономить» на остальных кубометрах мусора, развозя неучтёнку буквально за свои ворота — по городским контейнерам. Год назад на ней погорел местный филиал известного концерна газированных напитков. Впрочем, это лишь один из способов.
Выявить другие факты нечестной игры бизнеса помогли эко-активисты. На онлайн-карту экологической ассоциации «Чистый регион» нанесены десятки мест, где мусора и близко быть не должно – склоны гор, поймы рек. Довольно часто точечные свалки можно назвать именными, говорит руководитель ассоциации Денис Козюба. Несложно определить хозяина по чекам, накладным, маркировке упаковки и составу отходов. На самовывозе не раз попадались магазины, цеха, общепит.
Следующий «тайный» способ – зарыть мусор на своей же территории. Надо ли говорить, что это грубейшее нарушение Земельного кодекса РФ и целого ряда других норм законодательства. По одному из крупных рынков Предгорья разбирательство с участием межрайонной природоохранной прокуратуры доведено до логического конца. Судом было вынесено решение о ликвидации мусорных наслоений и взыскании более 780 тысяч рублей за причиненный ущерб.
Не брезгуют «похоронным» методом и владельцы прудов, обустраивая на берегах коммерческие зоны отдыха. Иные пляжно-рыбацкие базы просто поражают внешней чистотой и комфортом. А буквально месяц назад экологам-общественникам предстала отвратительная изнанка одной из них. В стороне от благостной глади пруда и беседок, в специально подготовленной траншее обнаружены сотни мусорных пакетов в душной жужжащей туче. И это водоохранная зона – до Подкумка рукой подать. Обращения и фотофакты экологического бесчинства направлены в природоохранные и надзорные органы.
Экологические террористы. Кто они?
Пока здоровые силы взывают к ответственности и бьют в набат, теневые мусорщики цинично делают деньги на сознательном уничтожении уникальной природы кавказских курортов. Одни нелегально возят отходы, другие фаршируют ими земельные участки, огородившись заборами.
А кстати, на столбе свежее объявление «Вывоз мусора недорого» с телефонным номером на бумажной бахроме. Набираю, интересуюсь условиями. Глухой мужской голос спрашивает адрес и что забирать. После фразы «четыре-пять мешков от ремонта кухни» повисает пауза. Маловато, судя по разочарованному вздоху. Тема цены тонет в скользком «договоримся на месте». Мой вопрос «куда возите?» рушит диалог на корню. Встречное «какая тебе разница?» звучит с нескрываемым раздражением, нецензурщиной и… короткими гудками. Перезвонить уже не удается – абонент не в сети.
Как тут не вспомнить городскую байку о владельце магазина, который дешево избавился от партии подпорченных овощей. А через неделю, наведавшись на дачу, обнаружил на задворках свои же коробки в смрадном ореоле.
Если серьезно, то «мусорная» экономия отдельно взятого предпринимателя лишь кажется малозначительной. Накапливаясь как снежный ком, рынок теневых услуг неизбежно оборачивается масштабными экологическими проблемами для почвы, формирующихся в ее слоях водных источников и воздуха. Решения по ликвидации ущерба – сложны и затратны.
Но с террористами разговор должен быть короткий. Такой же, как с хозяином и арендатором земель сельхозназначения близ поселка Мирного в Предгорном округе. Несколько лет назад у холма Клин-Яр был развернут нелегальный коммерческий полигон. Сегодня его владелец пребывает в СИЗО. Предстоит исполнить еще и решение суда — компенсировать порчу земли в сумме почти 74 млн. рублей.
Еще один пример, внушающий определенный оптимизм, — меры реагирования Северо-Кавказского межрегионального управления Россельхознадзора в отношении фермера, развернувшего недалеко от поселка Подкумок свалку строительного мусора. По оценкам ведомства, двухметровым слоем бетона, щебня и асфальта были покрыты порядка 6,5 тысяч квадратных метров плодородной почвы. За предостережением в адрес нарушителя должны последовать работы по восстановлению земельного участка и ликвидации свалки.
За мусор из машины – от штрафа до конфискации
С 15 июля вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Теперь не только рублем, но и конфискацией транспорта могут наказать за выброс отходов из автомобиля. Речь идет как раз о тех местах, где отходов в принципе быть не должно.
Закон должен переломить ситуацию, когда сумма штрафа ничтожна по сравнению с причиненным окружающей среде ущербом. И призван выбить почву из-под ног нелегальных перевозчиков.
Итак, о штрафах. За выгрузку мусора с автомототранспортных средств и прицепов для граждан предусмотрен штраф от 10 до 15 тысяч рублей, на должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей, на юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей. «Рецидивистам» штрафы увеличат вдвое.
Более суровые наказания грозят за сброс отходов в неположенном месте с грузовика: для граждан — от 40 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц — от 60 до 80 тысяч рублей, для юридических лиц — от 100 до 120 тысяч рублей. В этом случае за повторное нарушение технику могут и конфисковать.
Кстати, теперь выявлять автовладельцев с мусорным грузом смогут камеры в автоматическом режиме, а штраф будет оформляться в упрощенном порядке, как за нарушение ПДД.
Полномочиями по составлению протоколов наделяются полиция и органы лесного надзора. И тут в ход должны идти не только «умные» дорожные комплексы видеофиксации, но и фотоловушки.
Логичным продолжением было бы принятие к рассмотрению свидетельств нарушения, сделанных на видеорегистраторы. Хочется надеяться, что и эти рычаги будут использоваться. А правоохранительные и надзорные органы сумеют отладить процесс, сотрудничая с неравнодушным сообществом, для которого экология – не пустой звук.
Виктор Середа