Ответ: Суть «мусорной» реформы заключается в постепенном переходе на раздельное накопление твердых коммунальных отходов (ТКО). Безусловно, сразу перейти на такой способ сбора отходов сразу невозможно. Для этого требуются современные предприятия вторичной переработки, отлаженная система сбора различных видов отходов у населения, а главное — готовность самих граждан.
Поэтому на первом этапе будет организован и отлажен вывоз мусора от населения. Специализированные лицензированные объекты обработки, размещения и обезвреживания ТКО, на которые отправится мусор, учтены в Территориальной схеме обращения с отходами, утвержденной Правительством Ставропольского края. Предстоит построить новые объекты перегрузки, сортировки, переработки и утилизации мусора.
Ответ: Региональный оператор – ключевое звено новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), это организация, которая несет ответственность за весь цикл жизни отходов, включая организацию их сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения легальным способом в специально отведенных для этого местах.
С 1 января 2019 года на территории Ставропольского края будут работать четыре региональных оператора – каждый в своей зоне ответственности. В административной зоне №2 региональным оператором на конкурсной основе определено Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство».
В зону входят территории Георгиевского, Советского, Кировского и Минераловодского, Андроповского, Кочубеевского, Курского, Предгорного, Степновского муниципальных округов, а также городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск и городов Невинномысск и Лермонтов,.
Ответ: Компания ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» осуществляет свою деятельность с 2008 года и на протяжении десятка лет зарекомендовала себя как стабильный и надежный партнер в сфере оказания услуг по обращению с ТКО.
В числе постоянных заказчиков — около 800 компаний, среди которых государственные учреждения, ОАО «РЖД», крупные строительные фирмы, управляющие компании, ТСЖ, индивидуальные предприниматели и другие.
Ответ: Это отходы, которые образуются жильцами в домах и квартирах — пищевые отходы, всевозможная тара и упаковка продуктов и изделий бытового назначения, пакеты и смёт из жилища. Региональный оператор при оказании услуги вывезет старую или сломанную мебель, бытовую технику, электроприборы.
К твердым коммунальным отходам также отнесены аналогичные по составу отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Есть исключения – отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью, повредить мусороприёмную технику. К ним относятся горячие отходы, снег и лёд, ртутьсодержащие лампы, батареи и аккумуляторы.
Ответ: Регоператор руководствуется в своей непосредственной работе Территориальной схемой обращения с отходами. В ней содержатся сведения о численности населения в населенных пунктах, производимые объемы ТКО. На карту края нанесены схемы вывоза мусора от населенных пунктов с обозначениями – где находятся лицензированные полигоны, где мусороперегрузочные станции и сортировочные линии, а где со временем появятся предприятия по переработке вторсырья.
Ответ: Согласно Приказу № 511 от 15 июня 2001 года Министерства природных ресурсов Российской Федерации все отходы разделяются на 5 категорий.
Ответ: Все собственники жилья в многоквартирных домах, в частном секторе, а также юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей, должны будут заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
В МКД этот договор заключается между региональным оператором и управляющей компанией, товариществом собственников жилья, иными жилкооперативами. С жителями частного сектора региональный оператор заключает договоры индивидуально — с каждым собственником.
Заключение договора с регоператором — это обязанность для собственников жилых домов и юридических лиц, она закреплена законодательством (Федеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс, постановления Правительства РФ №1156 и №354).
Прежние договоры с мусоровывозящими компаниями автоматически утратят силу с 1 января 2019 года.
Ответ: Поскольку с 1 января 2019 года коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов будет осуществлять региональный оператор, то и договор необходимо будет заключать с ним. Соответственно, оплата за услугу должна производиться именно регоператору.
В соответствии со ст.23 Федерального закона №458-ФЗ от 29 декабря 2014 года обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором, а также утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 1 января 2019 года.
Оплачивать услуги регионального оператора граждане и организации обязаны с того момента, как начался вывоз ТКО. Это предусмотрено пунктом 7 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г.
Ответ: Договор на транспортировку ТКО региональный оператор может заключать с мусоровывозящими предприятиями, которые и прежде занимались вывозом мусора. Но не с каждым, а только с теми, спецтехника которых соответствует необходимым требованиям и оснащена системой ГЛОНАСС.
Ответ: Напомним, транспортировка отходов является сферой деятельности, подлежащей лицензированию. Федеральный закон №99-ФЗ в гл.2 ст.12 ч.1 обязывает получать разрешение на вывоз отходов. Кстати, потребитель услуги вправе потребовать информацию о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем эту лицензию.
Если предприимчивый гражданин уклоняется от ответа, то велика вероятность, что за ваши деньги он отвезет отходы прямиком на соседнюю улицу или вывалит их в ближайшую речушку.
Региональный оператор обладает всеми необходимыми документами и полномочиями для осуществления деятельности и вывозит отходы для последующей утилизации только на объекты, включенные в территориальную схему по обращению с ТКО. И никуда больше!
Ответ: Необходимо осознать, что сегодня безотходное хозяйствование – это миф. Куда в таком случае могут бесследно исчезнуть упаковка и тара от ежедневно потребляемых продуктов, используемых хозтоваров, самый элементарный домашний и другой мусор? Не потому ли в жилых кварталах появляются несанкционированные свалки?
Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ говорит о том, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Плату за оказанные и не оплаченные услуги регоператор будет взыскивать в досудебном и судебном порядке. Также рассматривается вопрос установления административной ответственности для таких граждан как на уровне федерации, так и на уровне края.
Ответ: Нет, нельзя. Более того, гражданин должен задать себе два вопроса:
Новая система обращения с ТКО предусматривает безопасную утилизацию отходов. Поэтому лучше платить за услугу регоператору, который обеспечит экологичное обращение с отходами, чем экономить на своем здоровье, собственноручно отравлять природу и готовить не самое приятное будущее потомкам.
Ответ: С переходом на новую систему обращения с ТКО услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные. Если раньше плата за вывоз мусора считалась «по квадратным метрам», то с внедрением новой системы обращения с отходами размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления таких отходов и тарифа.
Информация о нормативах накопления размещена на сайте министерства ЖКХ Ставропольского края — www.mingkhsk.ru в рубрике «Деятельность/Обращение с отходами». А предельный тариф для каждого регионального оператора устанавливает региональная тарифная комиссия Ставропольского края.
Ответ: При первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги в МКД в квитанции появится отдельная строка – обращение с ТКО. Вместе с тем, стоимость услуг по сбору, вывозу и утилизации отходов должна быть исключена из платы за содержание жилого помещения.
Решения общего собрания собственников МКД для этого не требуется.
Управляющие организации (УК, ТСЖ, ЖСК) обязаны известить собственников об изменении размера платы за содержание жилого помещения. На это дается не более 10 дней с момента начала работы регоператора.
Также по требованию собственников управляющей организацией должны быть представлены подтверждающие документы, в том числе, обосновывающие расчет размера платы.
Ответ: Это касается собственников, члены семей которых учатся или работают в других городах. В соответствии с жилищным законодательством, при заключении договора с региональным оператором нужно предоставить документы, подтверждающие, что зарегистрированный в доме или квартире гражданин фактически проживает в другом месте. Полный перечень установлен постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года (п.93).
Так, в качестве подтверждающих документов к заявлению о перерасчете могут прилагаться:
Документы за исключением проездных билетов должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации, заверены печатью, иметь регистрационный номер и дату выдачи.
Ответ: Поскольку услуга по сбору, вывозу и утилизации ТКО теперь относится к коммунальным услугам, льготы, предоставляемые отдельным категориям граждан по другим коммунальным услугам, на нее также распространяются.
За государственной поддержкой в виде компенсации части расходов на коммунальной услуги по обращению с ТКО могут обращаться те граждане, чьи ежемесячные расходы на ЖКУ превышают 22% от совокупного семейного дохода. Назначают такую поддержку органы социальной защиты. Перерасчет производится при наличии заключенного договора с региональным оператором и отсутствии задолженности за коммуналку.
Ответ: Согласно п. 148 Постановления Правительства РФ № 354, договор на обращение с ТКО заключает именно собственник нежилого помещения в многоквартирном доме. За заключением отдельного договора он должен обратиться к региональному оператору до 1 января 2019 года. Каким образом арендатор будет компенсировать собственнику расходы на вывоз мусора в дополнение к арендной плате, зависит от условий договора аренды.
Ответ: Под обязанность заключить договор с региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы, в том числе и садоводческие товарищества, кооперативы и т.д.
Ответ: Главная задача регионального оператора – обращение с твердыми коммунальными отходами. Но отходы животноводства (биологические отходы, навоз и т.п.), и те, которые образуются от ухода за зелеными насаждениями, к ТКО не относятся. Соответственно, в сферу деятельности регоператора они не входят.
Вместе с тем, законодательство не запрещает регоператору заниматься обращением с иными видами отходов, если он располагает такими возможностями. Вопрос их вывоза решается отдельно на договорной основе, стоимость услуги определяется соглашением сторон.
Ответ: В нормативах по обустройству контейнерных площадок из СанПин 2.1.2.2645-10 есть перечень требований.
Согласно им, для установки мусорных контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтным покрытием. Она должна иметь подъездной путь для спецтранспорта и быть отделенной бордюром. Лучшим решением станет ограждение с трех сторон. Обязательным условием является и наличие зеленых насаждений по периметру площадки для контейнеров для ТКО. Мусорные баки должны иметь плотно закрывающиеся крышки.
Размер площадки должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метром, но не более 100 метров.
Ответ: Региональный оператор должен осуществлять уборку контейнерных площадок в момент вывоза мусора. Ответственность за их ежедневное содержание возлагается на собственников земельных участков, на которых они расположены.
Как правило, контейнерные площадки находятся на участках, находящихся в общей долевой собственности МКД, то есть спрос будет с управляющих компаний, ТСЖ или ЖСК. Есть и те, что находятся на муниципальной земле, и отвечать за порядок там будет администрация городского округа (муниципального района).
Для выстраивания четкой работы по вывозу ТКО и контроля за соблюдением чистоты органами муниципальной власти создаются схемы размещения контейнерных площадок и их реестр.
Эти нормы вступают в силу с 1 января 2019 года. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра уже утверждены Правительством РФ.
Ответ: Ответ обозначен в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (постановление Правительства РФ от 06.05.2014 г. №354).
Прописаны в документе и допустимые отклонения по срокам:
Ответ: Для таких случаев определен четкий порядок действий, закрепленный в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами (Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г.).
Итак, региональный оператор обнаружил место складирования ТКО объемом больше одного кубометра на участке, не предназначенном для этих целей. В таком случае, он обязан в течение 5 рабочих дней, во-первых, уведомить собственника земельного участка, муниципалитет и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированной свалки. А во-вторых, донести до собственника земельного участка необходимость ликвидации свалки, на что дается не более 30 дней с момента получения уведомления. Вместе с этим, собственник получит и проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
То есть собственнику надлежит либо самостоятельно обеспечить ликвидацию свалки, либо поручить эту работу на возмездной основе региональному оператору.
Если в течение установленного срока свалка находится на прежнем месте, а собственник этого земельного участка так и не заключил договор с регоператором на оказание услуг по ее ликвидации, то региональный оператор должен ее вывезти. Но в таком случае он вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Ответ: Складирование мусора в неположенном месте — правонарушение, имеющее серьёзное последствие для экологии. Штрафные санкции за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами определяются на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях (ст. 8.2 КоАП РФ):
Ответ: Это переработка полезного мусора и отходов производства для их вторичного использования или возврата в производственный оборот. Рециклинг — важное условие рационального природопользования, за счет переработанного мусора он позволяет уменьшить количество сырья для производства в различных областях.
Рециклинг и утилизация отходов это:
Ответ: Бывает так, что в квартире прописан один человек, а на деле по этому адресу проживают пятеро. Соответственно, и мусора они производят гораздо больше. В этом случае управляющая компания, ТСЖ, жилкооператив могут составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, чтобы произвести уточненный расчет размера платы за коммунальную услугу. Кстати, если собственник скрывает число реально проживающих в квартире, об этом управляющей организации могут сообщить соседи.
И, конечно, не стоит прописывать в квартиру фиктивных жильцов — жить они не будут, а оплачивать вывоз мусора за каждого из них придется.
Ответ: Протокол составляется на собственника площадки (либо управляющую организацию МКД, на территории которого находится площадка). В свою очередь, при организации расследования факта нарушения могут быть запрошены данные средств объективного контроля (ГЛОНАСС) спецтехники, обслуживающей площадку, чтобы установить факт соблюдения (или нарушения) графика вывоза ТКО.
Данные о движении машин, загрузке и выгрузке мусора заносятся в маршрутный журнал. Копия маршрутного журнала по запросу должна быть предоставлена: